Что такое развивающее обучение?

Подходы к обучению

Задача обучения ребёнка очень непростая. С одной стороны, нужно передать накопленный опыт, чтобы новое поколение не «изобретало велосипед». С другой – ребёнка нужно научить мыслить самостоятельно.

Идейный вдохновитель европейского образования Ж. Пиаже говорил: «Давая ребенку исчерпывающие объяснения, мы лишаем его возможности собственных открытий».

Чем больше мы даём ребёнку готовых моделей и решений, тем больше шаблонов накладываем, и тем труднее ребёнку создать что-то новое. В основе современного российского подхода к образованию лежит идея Л. С. Выготского о «Зоне ближайшего развития». По этому принципу сейчас построено большинство образовательных программ в России (в том числе программа Петерсон). Согласно этому принципу, то, что ребёнок не может сделать сам, он может сделать со взрослым. Обязательным участником процесса образования должен быть постоянно руководящий авторитетный взрослый – родитель или педагог. При таком подходе ребенку очень трудно выучиться мыслить самостоятельно. Чем раньше ребёнок встречается с готовыми моделями мышления, тем сложнее ему выйти за их пределы.

Такой подход хорош в случае, когда нужно вырастить исполнителей. Генераторов собственных идей, которые могут придумать что-то принципиально новое, получить очень трудно. К тому же Европейская система образования опирается на тот тип мышления, который уже созрел у ребенка к моменту начала обучения. Российская система опирается на тип мышления, который только начинает развиваться к моменту начала обучения. Это создает дополнительные трудности, особенно у учеников начальной школы. И при отсутствии полной психологической и интеллектуальной готовности к школе вникнуть и понять школьную программу практически невозможно.

Задача развивающего обучения прямо противоположна. Она ставит ребёнка в позицию исследователя. Вместо законченных примеров и решений, ребёнку даётся задание для размышления и собственных выводов. При таком подходе отсутствует оценка «правильно/неправильно», педагог стимулирует желание самого ребенка узнавать, понимать, решать, докапываться до истины.

Что в России

Упор на «натаскивание» был в российской системе образования не всегда. Существовала лаборатория А. Л. Венгера, которая занималась разработкой и внедрением развивающего обучения, было множество математиков-новаторов, учивших детей мыслить. Перекос случился из-за того, что в современном мире принято контролировать процесс обучения с помощью тестирования. Когда работа педагога проверяется тестами, ему проще натренировать детей на решение таких тестов (или им подобных задач) вместо того, чтобы учить думать и мыслить самостоятельно. К сожалению, это сейчас мировая проблема.

Многие родители заинтересованы в том, чтобы вырастить детей умными, а не натренированными на прохождение тестов. Представителями развивающего подхода за рубежом являются М. Монтессори и Ж. Пиаже. Ярким представителем российского подхода в развивающем обучении является А. Л. Венгер. К сожалению, в современном мире доминируют педагоги, активно использующие методы натаскивания. Просто и понятно представлять, что ребёнок – это «белый лист», и он ничего не знает. Тогда образовательный процесс можно свести к простому алгоритму – заполнению головы ученика какой-либо информацией. При этом вовсе не обязательно, чтобы ребёнок об этой информации думал. По сути, это постоянное навязывание с самого раннего возраста шаблонов выполнения заданий, из которых ребёнку трудно выбраться, потому что нет альтернативы.

Когда ребёнок занимается различными типами деятельности (учится рисовать, музыке, математике, шахматам и т.д.) у него остаётся шанс вырваться из таких шаблонов. Не за счёт педагогов, а именно за счёт разнообразия видов деятельности.
Большинство предлагаемых на рынке пособий ориентированы на «дрессировку», так как авторы просто копируют приёмы друг у друга. Это, как правило, не связанные друг с другом набор упражнений и приёмов, в которых нет идеи и нет принципа.

И что делать?

Я предлагаю продвигать (в том числе за пределами РФ) идею развивающего обучения. Когда ребенку не ставятся правила и не даются шаблоны «правильно/неправильно». «Изюминкой» таких пособий является именно развивающий подход к обучению.
Задания даются без образца выполнения. Задаются вопросы по типу: «Что здесь нарисовано?», «На что похоже?», «Что можно сделать?», «Как ты это понял?», «Тебе нужно перебраться через реку, как это можно сделать?» и т.п.

Таким образом можно преподавать абсолютно любой предмет. И, что самое важное, опыт таких занятий ребенок должен получить до школы. В этом случае у него формируется внутренняя мотивация обучения, привычка вначале думать, потом делать. И самое важное – понимание того, что его мнение и образ мысли важны для окружающих.

Контакт для связи в Telegram. Канал «ДАР – Детская Академия Развития» на YouTube. Электронная почта.