Мой ребёнок — дислексик ч.3

Продолжение. Часть 1. Часть 2.

Идем в школу

Как показывает мой опыт, даже если Вы много и качественно занимались с ребенком, полностью дислексия к школьному возрасту не уйдет. Когда мой сын пошел в школу, дислексия проявила себя в следующих вещах.

Чтение и письмо

Благодаря нашим занятиям мой сын к 7,5 годам читал со скоростью 100 слов в минуту. Но навык письма был далек от совершенства. Надо сказать, что нам повезло. В первом классе нас учили писать с помощью альбома с листами кальки: под лист кальки кладется лист с идеально написанными буквами и ребенок повторяет буквы на кальке. Хуже дело обстояло с математикой. Клетка не слушалась, столбики не получались. Учителя часто просили переписать работу. Если говорить честно, мне удалось всего один раз уговорить сына переписать работу. Он действительно очень старался. Вот только результат переписывания навсегда отбил у меня охоту просить его что-либо переписать вновь. Я поступила следующим образом: весь первый класс я писала все домашние работы за сына карандашом, а он обводил написанное. Хуже дело обстояло с дневником. Заполнять дневник он научился, только к 6 классу. Все записи в дневнике сваливались со строчек, залезали на отметки, предметы перепутывались. Зато с каким удовольствием завуч начальных классов тыкал в меня этим дневником на всех родительских собраниях!

Хочу объяснить: ребенок-дислексик просто не в состояние писать красиво. Такие дети часто просто забывают правильное написание букв и их соединений. Из-за этого они пишут медленно, очень напряжены. А ведь еще нужно помнить про конец строчки, чтобы за него не заступить. К концу урока ребенок настолько измучен, что вообще не разбирает, что и где он пишет.

Учителя очень удивлялись, что в последней строчке сын делал все возможные ошибки. Это, по их мнению, свидетельствовало о его безграмотности. Я занималась формированием грамотности с самого раннего детства. Как слова пишутся правильно мой сын мог ответить, даже если его разбудить его ночью. Однако этот довод, приводимый в его защиту, не принимался во внимание. В то, что у него абсолютная грамотность учителя поверили только в 8 классе. Когда его навыки письма стали соответствовать возрасту — именно к этому времени он научился писать аккуратно и красиво.

Изложение

К 4 классу сын не мог писать изложение. Причина опять была в дислексии. Дислексики часто не могут выделить главную мысль в произведении. Однако, мой сын хорошо пересказывал любой текст. Обладая феноменальной памятью, он пересказывал рассказ, заменяя несколько слов синонимами J

Проблема возникала, если его просили озаглавить прочитанный текст. Обычно он давал название по первому пришедшему в голову слову из текста, чем повергал учителей в шок. Так, например, в тексте была речь о том, как дети посетили зоопарк и каких они видели в зоопарке животных. Логичнее всего было назвать текст «как мы были в зоопарке» или что-то в этом духе. Сын называл его «Суслик». Я спрашивала: почему «Суслик»? «Но ведь дети видели суслика!» — был его ответ.

Полагаю, нет нужды говорить, что такой ответ вызывал у учителей недоумение.

Написание изложения это довольно сложный навык. Дам несколько рекомендаций. Когда ребенок научится быстро читать, продолжайте просить его читать вам произведение вслух. Не дочитывая произведения до конца, попросите придумать, как закончить рассказ. Пусть вначале будет получаться неуклюже, не беда. Хвалите ребенка и продолжайте сочинять. Придумывайте вместе альтернативные концовки произведений. Как только ребенок научится писать печатными буквами, можно научить вести его дневник, где он будет записывать и зарисовывать произошедшие с ним события.

В пятом классе полгода мы делали следующее упражнение. Для него подойдут учебники вроде истории и обществознания. Прежде чем читать параграф, открываете вопросы. Ребенок ищет ответы на вопросы в тексте, просматривая его «по диагонали», не читая текст целиком. Только после того, как ребенок ответил на все вопросы, он читает параграф целиком и затем пересказывает прочитанное. Это поможет ребенку научиться структурировать полученную из текста информацию.

Вместо заключения

Мой сын в 7-м классе занял 3-е место в Московской биологической олимпиаде для 8-х классов. Занимал 1,2,3 места на городских олимпиадах по биологии, химии, физике, математике. Стал призером Всероссийской олимпиады по физике. Мы окончательно победили дислексию к 8-му классу.

Наши дети талантливы. Мы должны верить в их дар, помогать и поддерживать их. Старайтесь всегда принимать сторону своего ребенка, верить ему, разбираться в тех сложностях, которые перед ним возникают, вместе искать способы их преодоления. Дислексиками были: Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо Да Винчи, Петр I и многие другие известые люди.

Что такое дислексия (справка)